https://armstronghse.com/ https://kmigaming.com/ https://orangeros.com/ https://rajavigorslot.web.app/ https://brusselsstreetstudio.com/ https://waroengdiggers.com/ https://turkanayhan.com/ https://onemanduet.com/ https://128.199.182.206/ https://rockwithleadfoot.com/ https://blogdaclickfios.com/ https://sulsel.targetindo.com/slot-gacor/
https://fkip.unila.ac.id/wp-includes/thai/ https://fkip.unila.ac.id/wp-includes/ds88/ https://20.243.139.109/ https://mickmulvaney.com/
Е. Е. Горностаева 4 секция

Е. Е. Горностаева
(ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»)

ОРИЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

На сегодняшний день одной из приоритетных задач системы образования является задача формирования личности готовой и способной к саморазвитию и самоопределению. Самоопределение есть  процесс и результат выбора личностью собственной позиции в жизни, обществе, культуре. С одной стороны, оно выступает как динамичное явление, как процесс, как деятельностный акт или система данных актов. Но в тоже время самоопределение характеризует статичное, стабильное состояние субъекта (результат выбора), связанное с осознанием личностью своего места в мире и в жизни, обретения устойчивой системы ценностей и смыслов. С точки зрения синергетики, человек – сложная самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, жизненный путь которой может быть представлен как череда точек выбора. В связи с этим самоопределение выступает тем неотъемлемым личностным образованием человека как саморазвивающейся системы, которое  возникает в точках бифуркации и обеспечивает ее выход из состояния хаоса и неустойчивости [2].Таким образом, анализ самоопределения предполагает рассмотрение его, с одной стороны, как длительного, непрерывного процесса, а с другой, как дискретного акта, результатом которого является образование определенного личностного качества.

Одним из разновидностей самоопределения выступает культурное самоопределение. Культурное самоопределение – это процесс и результат определения личностью своего места в многообразии культур посредством присвоения культурных ценностей собственного народа. В основе формирования культурного самоопределения личности лежит механизм культурной идентификации, в ходе которой происходит процесс выбора и приобщения к тем или иным культурным ценностям, которые отражают материальную и составляют духовную культуру определенного народа. В результате человек начинает осознавать культурную принадлежность к группе через принятие культурных ценностей и норм, самоотождествлять себя с культурными образцами определенного общества. В этой связи особое значение приобретает потенциал предметов гуманитарного цикла (в частности истории, МХК), в основу отбора содержания которых положены ценностные картины мира, которые являются своеобразным универсальным кодом, позволяющим школьникам сравнить, осознать и понять ценности своей и  иных культур [3].

Научно обоснованная педагогическая деятельность по формированию того или иного личностного образования в качестве необходимого этапа включает диагностическое исследование практики. Одним из направлений данного исследования является определение ориентации нормативных образовательных документов, в частности ГОСТа, на формирование у школьников культурного самоопределения.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования нового поколения разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Стандарт направлен на обеспечение «сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации,… овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России» [1].

Данный нормативный документ ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника: уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности… многонационального российского народа, человечества» [1]. В свою очередь именно осознание и принятие культурных ценностей выступает в качестве необходимых этапов в процессе формирования культурного самоопределения личности (см. выше).

В устанавливаемых стандартом требованиях к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования указывается «способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме» [1], что в нашем исследовании является основой формирования культурного самоопределения. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования также должны отражать «осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение… традиционных ценностей многонационального российского общества» [1]. В тоже время стандарт  подчеркивает необходимость формирования осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре,  истории, культуре, традициям,  ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания [1]. Таким образом, в ГОСТе возможно выделение идей культурной самоидентификации личности и диалога культур, которые являются ведущими идеями в процессе формирования культурного самоопределения старшеклассника.

ГОСТ определяет требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования. Так, в документе подчеркивается, что программа воспитания и социализации должна быть построена на основе «базовых национальных ценностей российского общества,.. направлена на развитие и воспитание гражданина России… укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России » [1]. Программа должна обеспечить «формирование уклада школьной жизни,.. основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона,.. приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям…» [1]. В свою очередь именно приобщение (присвоение) обучающимися культурных ценностей своего народа выступает в нашем исследовании средством формирования культурного самоопределения.

Кроме того, для данного исследования представляют образовательные  области «История», «Общество», «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» также должно обеспечить формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России  и человечества [1].

В ГОСТе подчеркивается, что изучение предметов «История России», «Всеобщая история»  должно способствовать формированию «культурной самоидентификации личности обучающегося,.. усвоению базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; формированию важнейших культурно-исторических ориентиров для … культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве [1]. Таким образом, в ГОСТе по истории также четко прослеживаются идеи культурной идентификации и диалога культур, обозначенные в общих положениях документа. Именно потенциал данных предметов должен использоваться для практической реализации данных идей.

Итак, проведенный анализ ориентации образовательных стандартов нового поколения на формирование культурного самоопределения позволяет сделать следующие выводы. В данном документе возможно четкое выделение идей культурной идентификации и диалога культур, которые являются ведущими в процессе формирования культурного самоопределения личности. При этом указывается, что для реализации этих идей на практике необходимо использование потенциала предметов «История России», «Всеобщая история». Кроме того, в ГОСТе красной нитью проходит мысль об осознании и присвоении учащимися культурных ценностей своего народа, что в рамках нашего исследования выступает средством формирования культурного самоопределения личности. Таким образом, образовательные стандарты нового поколения напрямую ориентированы на формирование данного личностного новообразования.

Литература

1. Федеральный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]: URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588 (дата обращения 12.01.2012)

2. Носова Т.А. Ценностное самоопределение выпускника лицея: дис... к.п.н. – Оренбург, 1999. – 223 с.

3. Разбегаева Л.П. Ценностные основания гуманитарного образования. - Волгоград, «Перемена», 2001. – 289 с.

 
Баннер
Баннер
Техническая поддержка модуля VK
kochetov.alexey@mail.ru
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер