ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА (для 1 курса, база 9 классов)

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ОФОРМЛЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ

ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ В ТЕКСТЕ

ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

 


Требования к выполнению и оформлению контрольной работы

  1. Каждая работа выполняется в отдельной тетради школьного формата. Следует пронумеровать страницы и оставить на них поля не менее 3 см для замечаний преподавателей.
  2. Работа должна быть выполнена чернилами одного цвета, аккуратно и разборчиво.
  3. Каждый вопрос необходимо начинать с новой страницы.
  4. Ответы на вопросы желательно располагать в порядке номеров, указанных в задании.
  5. Условия вопросов должны быть обязательно переписаны полностью в контрольную тетрадь.
  6. При оформлении записей в тетради необходимо выполнить общие требования к культуре их ведения.
  7. В конце работы следует указать литературу, которой вы пользовались, проставить дату выполнения работы и подпись.
  8. Если в работе допущены недочеты и ошибки, то студент должен выполнить все указания преподавателя, сделанные в рецензии.
  9. Контрольные работы должны быть выполнены в срок в соответствии с учебным планом-графиком. В период сессии работы на проверку не принимаются.
  10. Работа, выполненная не по своему варианту, не учитывается и возвращается студенту без оценки.
  11. Студенты, не имеющие зачеты по контрольной работе, к экзамену не допускаются.
  12. На обложке тетради должны быть аккуратно записаны все данные титульного листа.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Волгоградский социально-педагогический колледж»

Контрольная работа по ____________________________
Специальность: _________________________________
Вариант № ____

Выполнил: студент(ка) ____ курса

_______________________________ Проверил: _______________

 

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПОДГОТОВКА РУКОПИСИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Изложение материала в курсовой работе должно быть по­следовательным и логичным. Главы должны быть связаны: между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу.

После оформления Введения написание текста работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.

Изложение материала по данной проблеме должно быть конкретным с анализом имеющихся данных. При изложении в курсовой работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучае­мой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Отдельные положения курсовой работы должны быть иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. При составлении аналитических таблиц ис­пользуемые исходные данные выносятся в приложение к курсовой работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные пока­затели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Наиболее часто встречающиеся ошибки

  1. Казенный стиль (штампы), неудобный для восприятия.
  2. Отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений.
  3. Отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков и другие цитируемые источники.
  4. Отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений.
  5. Несоответствие содержания и формы, т.е. несовпадение основного текста и выводов как по главам, так и в целом по работе.

Текст курсовой работы должен быть написан на одной стороне стандартного листа.

Написанный текст рекомендуется тщательно проверить, т.е. вычитать.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

План курсовой работы представляет собой составленный в опреде­ленном порядке наряду с введением и заключением перечень глав и развернутый перечень (параграфов к каждой главе) вопросов.

Правильно составленный план служит основой в подготовке курсовой работы студентом; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.

Предварительный план курсовой работы студент составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.

Согласно традиционной структуре курсовая работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка использованной литературы, источником словарей, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа.

План курсовой работы имеет динамичный характер. В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем.

Структура плана курсовой работы

Введение

Во Введении дается краткое обоснование выбора темы курсовой работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи исследования, показывается практическая значимость работы.

Примерное содержание глав курсовой работы

Глава 1

Как правило, первая глава содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт (исторические проблемы).

Глава 2

Традиционно во второй главе уже проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики, формулируются выводы и предложения.

Заключение (или выводы и предложение)

В заключении даются выводы и предложения, показывается практическая значимость исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. Допустима нумерация сделанных выводов (предложений, рекомендаций).

Список использованной литературы

Список использованной литературы составляется в строго приоритетном порядке, начиная с нормативных правовых актов федерального уровня, регионального уровня, индивидуальных и коллективных монографий, научных статей и т.д.

Приложение

В приложении могут содержаться конспекты уроков, занятий, статистические отчеты организаций, на основе которых выполнено исследование, графики, таблицы, диаграммы, другие документы.

ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Написав черновую рукопись, необходимо отредактировать весь написанный текст.

Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы.

Курсовая работа должна быть оформлена надлежащим образом. Все листы работы и приложений следует аккуратно подшить (сброшюровать) в папку.

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию.

Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием.

Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. Номер таблицы пишут в правом верхнем углу арабскими цифрами над ее заголовком.

Как правило, курсовая работа студента пишется сначала рукописно, а затем переносится в файл на компьютер. Однако при наличии регулярного доступа к компьютерному рабочему месту курсовая работа может изначально создаваться в текстовом редакторе. При этом следует соблюдать следующие рекомендации, носящие в значительной мере общий характер, т.е. относящиеся к правилам создания больших деловых документов.

Оформительской стороне в начале работы над текстом не следует уделять большое внимание. Это следует делать в последнюю очередь, когда будет собран весь документ. К собранному документу следует применить стили, примеры которых приведены ниже.

При создании документа и цитировании источников текста, данных, формул, рисунков следует сразу вставлять сноски, куда помещаются ссылки на соответствующие издания.

После объединения всех компонентов глав следует проверить нумерацию страниц курсовой работы:

Размер бумаги - А4
Поля: левое - 30 мм, правое -20 мм, сверху - 20 мм, снизу - 20 мм.
Следует применять по крайней мере три стиля:
Основной, Заголовок 1, Заголовок 2

Полезно также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками.

Настройки основного стиля:
Шрифт — 14, типа Times New Roman
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки - 1,3 см
Отступы до и после абзаца - 0
Выравнивание — двухстороннее
Переносы установлены
Настройки стилей заголовков

Заголовок главы:
Кегль 18, типа рубленый Arial или Pragmatica, полужирный
Межстрочный интервал - 2
Отступ красной строки - 0
Отступ до и после абзаца - 12 пунктов
Начинать с новой страницы
Выравнивание - по центру
Название пунктов внутри главы
Кегль 14, типа рубленый Arial или Pragmatica полужирный, курсив
Межстрочный интервал - 2
Отступ красной строки - 0
Отступ до абзаца - 12 пунктов, после абзаца - 6 пунктов
Выравнивание – влево.

 

Библиографический аппарат курсовой работы

Библиографический аппарат курсовой работы представляется библиографическим списком и библиографическими ссылками, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 "библиографическое описание документов" и ГОСТ 7.1-76 "Библиографическое описание произведений печати".

Рассмотрим вначале оформление библиографического списка, который в курсовых работах обычно следует озаглавливать как "Список использованной литературы".

Библиографическое описание можно условно разделить на две части: нормативные правовые акты и научная методическая литература.

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

  • международные законодательные акты — по хронологии;
  • Конституция РФ;
  • кодексы — по алфавиту;
  • законы РФ — по хронологии;
  • указы Президента РФ — по хронологии;
  • акты Правительства РФ — по хронологии;
  • акты министерств и ведомств, в последовательности - приказы, постановления, положения, инструкции министерства - по алфавиту, акты - по хронологии.

В списке использованной литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник опубликования. Например: Федеральный: закон от - 26. февраля 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах "//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №1, ст.1.

Библиографическое: описание, составляют непосредственно по произведению печати или, выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати:

Государственные стандарты и сборники документов
ГОСТ 7.1.84 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.- Введ..01.01.86, -M.., 1984. - 75 с. - (Система стандартов но информ., библ. и изд. дел).

Книги одного, двух, трех и более авторов
Рузавин,Г.И, Научная теория: логико-методол. анализ. — М.: Мысль, 1978. - 237 с.

Госс В.С. Категории современной науки: Становление и развитие./ В.С Госс, Э.П.Семенюк, А.Д. Урсул.—М.: Мысль, 1984. —268 с.
Планирование, организация и управление транспортным строительством/ A.M. • Коротеев, Т.А.Беляев; под ред. А.М. Коротеева. —М.: Транспорт, 1989. - 286 с.

Сборник одного автора
Методологические проблемы современной науки/сост. А.Т. Москаленко. — М.: Полит­издат, 1979.—295 с,

Сборник с коллективным автором
Непрерывное образование как педагогическая система: сб. науч. тр./ отв. ред. Н.Н. Нечаев; НИИ высшего образования/ - М.: НИИВО, 1995.- 156 с.

Материалы конференций, съездов
Проблемы вузовского учебника. Третья всесоюз. научная конференция, 25-26 апр. 1988 г. - М.: МИСИ,1988.- 156 с.

Статья из газеты и журнала
Райцын, II. В. В окопах торговых войн//Деловой мир. - 1993. - 7 окт.
Егорова-Гайтман, Е., Портрет делового человека/ Е. Егорова-Гайтман, И. Минтусов //Проблемы теории и практики управления.- 1992. -№ 6. - С. 14-15.

Статья из продолжающегося издания
Сафронов. ГЛ. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли// Опыт, проблемы, исследования. -1981. -Вып. 8. - С. 3-17.

Статья из ежегодника
Неполное образование и культура// СССР1 в цифрах в 1985 г. — М. 1986. - С. 241 -255.

Статья из энциклопедии и словаря
Бирюков, Б.В. Моделирование/ Б.В. Бирюков, Ю.А Гастев., Е.С. Геллер// Большая советская энциклопедия. - 3-е изд.-М., 1974.-Т. 16.-С. 393-395.

Правила оформления библиографических ссылок

При оформлении таких ссылок допускаются некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников.

При включении элементов описания в основной текст соблюдаются правила оформления текста, а не библиографического описания, в частности, при употреблении кавычек (основное заглавие, заглавие сериальных изданий пишут в кавычках), при расположении, инициалов или имен (они предшествуют фамилиям авторов, а не следуют за ними).

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или иному источнику, то ссылку следует начинать словами "Цит. по: либо "Цит. по кн.: или "Цит. по ст.:

Когда текст, к которому относится ссылка, не цитируется, а лишь упоминается, то пользуются начальными словами "См."., "См. об этом".

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, — лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова "См., например, "См., в частности,

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу (информацию), указать следует "См. также:... .

По месту расположения относительно основного текста курсовой работы библиографические ссылки разделяются на:

  • внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста;
  • подстрочные, т.е. вынесенные из текста в низ страницы.

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная: часть ссылок вошла в основной текст курсовой работы неразрывно. Изъять ее из текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Например: сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (Гражданский кодекс РФ, ст. 169).

Подстрочные ссылки на источники используют в тексте курсовой работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справок. Например: Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. С. 43-46.

В тех случаях, когда студент-выпускник приводит ссылки в конце каждой страницы своей работы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора.

При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное; обозначение, например: "Указ. соч. Если несколько ссылок на один и тот же источник приводятся на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова "Там же" и номер страницы, на которую делается ссылка.

Существует несколько способов связи основного текста курсовой работы с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте этот номер берегся в квадратные скобки. При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратную или круглую скобку. Например: (11, С.35), что означает: 11 источник, 35 страница.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы и описания книги. Даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. При этом знак сноски ставится после цитаты, если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину.

 

Рекомендации по составлению текста выступления на защите курсовой работы

Оценка за выполнение курсовой работы в значительной мере зависит от того, как студент представит ее на защите. В тексте выступления необходимо:

  • обосновать актуальность избранной темы;
  • представить обзор научных работ по избранной теме;
  • показать практическую значимость исследования;
  • дать краткий обзор глав курсовой работы;
  • представить полученные в процессе работы результаты.

Текст выступления должен быть максимально приближен к тексту ВКР. Введение и Заключение курсовой работы составляют основу выступления и в выступлении используются практически полностью. Также используются и выводы: в конце каждой из глав.

В выступлении приводятся только данные, схемы, графики, которые использованы в курсовой работе.

Структура текста выступления

Раздел выступления

Продолжительность

(мин)

1.

Введение. Обоснование темы исследования (актуальность, объект, предмет исследования, цель, задачи, методы и т.д.)

- 3 мин.

2.

Краткое содержание работы (выводы по главам)

- 4 мин.

3.

Заключение (основные выводы, перспективы использования и пр.)

- 3 мин

Основные требования к речи студента при защите курсовой:

  • лаконичность;
  • точность, ясность;
  • выразительность;
  • эмоциональность.

При защите студент должен показать:

  • глубокое знание вопросов темы;
  • умение свободно оперировать данными исследования;
  • рациональные использования наглядных пособий (таблицы, схемы, графики и т.п.);
  • способность без особых затруднений отвечать на поставленные вопросы.

 

 

Библиографический аппарат выпускной квалификационной работы (основные правила подготовки и защиты квалификационной работы студентом-вьшускником)

Квалификационная (дипломная) работа — это выражение научной этики и культуры научного труда. Именно по нему члены Государственной аттестационной комиссии, присутствующие на защите квалификационной (дипломной) работы, могут судить о степени осведомленности студента-выпускника о состоянии проблемы в теории и практике.

Библиографический аппарат квалификационной (дипломной) работы представляется библиографическим списком и библиографическими ссылками, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 "библиографическое описание документов" и ГОСТ 7.1-76 "Библиографическое описание произведений печати".

Рассмотрим вначале оформление библиографического списка, который в квалификационных (дипломных) работах обычно следует озаглавливать как "Список использованной литературы".

Библиографическое описание можно условно разделить на две части: нормативные правовые акты и научная методическая литература.

Нормативные правовые акты располагаются в соответствии с их юридической силой:

  • международные законодательные акты — по хронологии;
  • Конституция РФ;
  • кодексы — по алфавиту;
  • законы РФ — по хронологии; указы Президента РФ — по хронологии;
  • акты Правительства РФ — по хронологии;
  • акты министерств и ведомств, в последовательности - приказы, постановления, положения, инструкции министерства - по алфавиту, акты - по хронологии.

В списке использованной литературы должно быть указано полное название акта, дата его принятия, номер, а также официальный источник опубликования. Например: Федеральный: закон от - 26. февраля 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах "//Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - №1, ст.1.

Библиографическое: описание, составляют непосредственно по произведению печати или, выписывают из каталогов и библиографических указателей полностью, без пропусков каких-либо элементов, сокращений заглавий и т.п.

Ниже приведены примеры библиографического описания различных видов произведений печати.

Государственные стандарты и сборники документов
ГОСТ 7.1.84 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.- Введ..01.01.86, -M.., 1984. - 75 с. - (Система стандартов но информ., библ. и изд. дел).

Книги одного, двух, трех и более авторов
Рузавин,Г.И, Научная теория: логико-методол. анализ. — М.: Мысль, 1978. - 237 с.
Госс В.С. Категории современной науки: Становление и развитие./ В.С Госс, Э.П.Семенюк, А.Д. Урсул.—М.: Мысль, 1984. —268 с.
Планирование, организация и управление транспортным строительством/ A.M. • Коротеев, Т.А.Беляев; под ред. А.М. Коротеева. —М.: Транспорт, 1989. - 286 с.

Сборник одного автора
Методологические проблемы современной науки/сост. А.Т. Москаленко. — М.: Полит­издат, 1979.—295 с.

Сборник с коллективным, автором
Непрерывное образование как педагогическая система: сб. науч. тр./ отв. ред. Н.Н. Нечаев; НИИ высшего образования/ - М.: НИИВО, 1995.- 156 с.

Материалы конференций, съездов
Проблемы вузовского учебника. Третья всесоюз. научная конференция, 25-26 апр. 1988 г. - М.: МИСИ,1988.- 156 с.

Статья из газеты и журнала
Райцын, II. В. В окопах торговых войн//Деловой мир. - 1993. - 7 окт.
Егорова-Гайтман, Е., Портрет делового человека/ Е. Егорова-Гайтман, И. Минтусов //Проблемы теории и практики управления.- 1992. -№ 6. - С. 14-15.

Статья из продолжающегося издания
Сафронов. ГЛ. Итоги, задачи и перспективы развития книжной торговли// Опыт, проблемы, исследования. -1981. -Вып. 8. - С. 3-17.

Статья из ежегодника
Неполное образование и культура// СССР1 в цифрах в 1985 г. — М. 1986. - С. 241 -255.

Статья из энциклопедии и словаря
Бирюков, Б.В. Моделирование/ Б.В. Бирюков, Ю.А Гастев., Е.С. Геллер// Большая советская энциклопедия. - 3-е изд.-М., 1974.-Т. 16.-С. 393-395.

Правила оформления библиографических ссылок

При оформлении таких ссылок допускаются некоторые отклонения от общих пра­вил библиографического описания источников.

При включении элементов описания в основной текст соблюдаются правила оформ­ления текста, а не библиографического описания, в частности, при употреблении кавычек (основное заглавие, заглавие сериальных изданий пишут в кавычках), при расположении, инициалов или имен (они предшествуют фамилиям авторов, а не следуют за ними).

Если текст цитируется не по первоисточнику, а но другому изданию или иному источнику, то ссылку следует начинать словами "Цит. по: либо "Цит. по кн.: или "Цит. по ст.:

Когда текст, к которому относится ссылка, не цитируется, а лишь упоминается, то пользуются начальными словами "См."., "См. об этом".

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, — лишь один из многих, где подтверждается, или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова "См., например, "См., в частности, когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу (информацию), указать следует "См. также... .

По месту расположения относительно основного текста квалификационной (дипломной) работы библиографические ссылки разделяются на:

  • внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста;
  • подстрочные, т.е. вынесенные из текста в низ страницы.

Внутритекстовые ссылки используются, когда значительная: часть

ссылок вошла в основной текст квалификационной (дипломной) работы неразрывно. Изъять ее из текста невозможно, не заменив этот текст другим. В этом случае в скобках указываются лишь выходные Данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Например: сделки, совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка и нравственности (Гражданский кодекс РФ, ст. 169).

Подстрочные ссылки на источники используют в тексте квалификационной (дипломной) работы, когда ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста их разместить невозможно или нежелательно, чтобы не усложнять чтение и не затруднять поиски при наведении справок. Например: Вельский К.Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. М., 1982. С. 43-46.

В тех случаях, когда студент-выпускник приводит ссылки в конце каждой страницы своей работы в виде подстрочных ссылок, для связи их с текстом используются знаки сносок в виде звездочки или цифры. Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно. Знак сноски следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора.

При повторных ссылках полное описание источника дается только при первой сноске. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное; обозначение, например: "Указ. соч. Если несколько ссылок на один и тот же источник приводятся на одной странице книги или статьи, то в сносках проставляют слова "Там же" и номер страницы, на которую делается ссылка.

Существует несколько способов связи основного текста квалификационной (дипломной) работы с описанием источника. Чаще всего для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте этот номер берегся в квадратные скобки. При указании в основном тексте на. страницу источника по­следняя также заключается в квадратную или круглую скобку. Например: (11, С.35), что означает: 11 источник, 35 страница.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы и описания книги. Даже если часть элементов (фамилия автора, например) содержится в основном тексте, их рекомендуется повторять в ссылке. При этом знак сноски ставится после цитаты, если поясняющий текст предшествует цитате или включен в ее середину.

За содержание дипломного проекта, правильность приведенных данных несет ответственность студент-выпускник. Дипломный проект им подписывается. Подпись и дата ставятся на последней странице содержательной части (т.е. после Заключения и Списка литературы).

 

 

 

Оформление квалификационной (дипломной) работы

Написав черновую рукопись, необходимо отредактировать весь написанный текст.

Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Каждая глава, а также введение и заключение начинаются с новой страницы.

Квалификационная (дипломная) работа должна быть оформлена Надлежащим образом. Все листы работы и приложений следует аккуратно подшить (сброшюровать) в папку.

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию.

Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием.

Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком. При построении графиков по осям координат откладываются соответствующие показатели, буквенные обозначения которых выносятся на концы координатных осей, фиксируемые стрелками. При необходимости вдоль координатных осей делаются поясняющие надписи.

Формулы приводятся сначала в буквенном выражении, затем дается расшифровка входящих в них индексов, величин. Номер таблицы пишут в правом верхнем углу арабскими цифрами над ее заголовком.

Как правило, квалификационная (дипломная) работа студента-выпускника пишется сначала рукописно, а затем переносится в файл на компьютер. Однако при наличии регулярного доступа к компьютерному рабочему месту квалификационная (дипломная) работа гложет изначально создаваться в текстовом редакторе. При этом следует соблюдать следующие рекомендации, носящие в значительной мере общий характер, т.е. относящиеся к правилам создания больших деловых документов.

Квалификационная (дипломная) работа разбивается на файлы в соответствии с утвержденным планом (структурой) работы. Иными словами, выпускнику рекомендуется работать с файлами типа "Глава 1" или "Chapt 3", помещенными в папку "Диплом".

Оформительской стороне в начале работы над текстом не следует уделять большое внимание. Это следует делать в последнюю очередь, когда будет собран весь документ. К собранному документу следует применить стили, примеры которых приведены ниже.

При создании документа и цитировании источников текста, данных, формул, рисунков следует сразу вставлять сноски, куда помещаются ссылки на соответствующие издания.

После объединения всех компонентов глав следует проверить нумерацию страниц квалификационной (дипломной) работы:

Размер бумаги - А4

Поля: левое - 30 мм, правое -20 мм, сверху - 20 мм, снизу - 20 мм.
Следует применять по крайней мере три стиля:
Основной, Заголовок 1, Заголовок 2
Полезно также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками.

Настройки основного стиля

Шрифт — 14, типа Times New Roman
Межстрочный интервал – полуторный
Отступ красной строки - 1,3 см
Отступы до и после абзаца - 0
Выравнивание — двухстороннее
Переносы установлены

Настройки стилей заголовков

Заголовок главы:
Кегль 18, типа рубленый Arial или Pragmatica, полужирный
Межстрочный интервал - 2
Отступ красной строки - 0
Отступ до и после абзаца - 12 пунктов
Начинать с новой страницы
Выравнивание - по центру

Название пунктов внутри главы

Кегль 14, типа рубленый Arial или Pragmatica полужирный, курсив
Межстрочный интервал - 2
Отступ красной строки - 0
Отступ до абзаца - 12 пунктов, после абзаца - 6 пунктов
Выравнивание - влево
В текстовом редакторе Microsoft Word этим трем стилям соответствуют:
обычный, Заголовок I, Заголовок 2

 

 

Рекомендации по составлению текста выступления на защите выпускной квалификационной работы

Оценка за выполнение выпускной квалификационной работы в значительной мере зависит от того, как студент-выпускник представит ее на защите. В тексте выступления выпускник должен:

  • обосновать актуальность избранной темы;
  • представить обзор научных работ по избранной теме;
  • показать практическую значимость исследования;
  • дать краткий обзор глав квалификационной работы;
  • представить полученные в процессе работы результаты.

Текст выступления должен быть максимально приближен к тексту ВКР. Введение и Заключение квалификационной работы составляют основу выступления и в выступлении используются практически полностью. Также используются и выводы: в конце каждой из глав.

В выступлении приводятся только данные, схемы, графики, которые использованы в квалификационной работе.

 

Структура текста выступления

Раздел выступления

Продолжительность

(мин)

1.

Введение. Обоснование темы исследования (актуальности, объект, предмет исследования, цель, задачи, методы и т.д.)

- 3 мин.

2.

Краткое содержание работы (выводы по главам)

- 4 мин.

3.

Результаты опытно-экспериментальной работы

- 5 мин

4.

Заключение (основные выводы, перспективы использования и пр.)

- 3 мин.

 

Основные требования к речи выпускника при защите ВКР:

  • лаконичность;
  • точность, ясность;
  • выразительность;
  • эмоциональность.

При защите ВКР студент должен показать:

  • глубокое знание вопросов темы;
  • умение свободно оперировать данными исследования;
  • рациональные использования наглядных пособий (таблицы, схемы, графики и т.п.);
  • способность без особых затруднений отвечать на поставленные вопросы.

 

 

Составление плана квалификационной (дипломной) работы

План квалификационной (дипломной) работы представляет собой составленный в определенном порядке наряду с введением и заключением перечень глав и развернутый перечень (параграфов к каждой главе) вопросов.

Правильно составленный план служит основой в подготовке квалификационной (дипломной) работы студентом-выпускником; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения.

Предварительный план квалификационной (дипломной) работы студент-выпускник составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с научным руководителем.

Согласно традиционной структуре квалификационная (дипломная) работа должна состоять из введения, двух-трех глав, заключения, списка использованной литературы, источником словарей, приложений. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа.

План квалификационной (дипломной) работы имеет динамичный характер. В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться.

Все изменения в плане должны быть согласованы с научным руководителем, окончательный вариант плана квалификационной (дипломной) работы утверждается научным руководителем (до 1 марта последнего года обучения).

Структура плана выпускной квалифицированной работы

Введение

Во Введении дается краткое обоснование выбора темы квалификационной (дипломной) работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, исследования проекта. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует показать практическую значимость работы. В конце Введения необходимо привести краткое содержание последующих глав квалификационной (дипломной) работы.

Примерное содержание глав квалификационной (диплом ной) работы

Глава 1
Как правило, первая глава содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему, анализирует исторический опыт (исторические проблемы).

Глава 2
Традиционно во второй главе уже проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики.

Глава 3
Обычно это глава, где приводятся доказательства ранее выдвинутых положений и строится аргументация, приводятся расчеты, формулируются выводы и предложения.

Безусловно, представит определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.

Заключение (или выводы и предложение)

В заключении даются выводы и предложения. Заключение должно отражать результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (ре­комендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения по совершенствованию общественных отношении в сфере образования, управления, социологии и права и т.д., указание дальнейших перспектив работы над проблемой.

Допустима нумерация сделанных выводов (предложений, рекомендаций).

Источники и словари

В данный раздел работы включены перечень словарей, с которыми студент работал в процессе написания; учебных программ, учебников, художественной литературы.

Список использованной литературы

Список использованной литературы составляется в строго приоритетном порядке, начиная с нормативных правовых актов федерального уровня, регионального уровня, индивидуальных и коллективных монографий, научных статей и т.д.

Приложение

В приложении могут содержаться конспекты уроков, занятий, статистические отчеты организаций, на основе которых выполнена та или иная квалификационная (дипломная) работа; графики, таблицы, диаграммы, другие документы.

Подготовка рукописи квалификационной (дипломной) работы

Изложение материала в квалификационной (дипломной) работе должно быть последовательным и логичным. Все главы должны быть связаны: между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа - от вопроса к вопросу.

После оформления Введения написание текста квалификационной работы следует начинать с первой главы, тщательно прорабатывая содержание всех глав структуры.

Изложение материала по данной проблеме должно быть конкретным и, прежде всего, опираться на результаты и практической деятельности производственной практики, при этом важно не просто описание, а критический анализ имеющихся данных. При изложении в квалифика­ционной работе спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, т.е. приводить цитаты. Обязательным, при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы, является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы.

Отдельные положения квалификационной работы должны быть сту­дентом-выпускником иллюстрированы цифровыми данными из справочников, монографий и других литературных источников, при необходимости оформленными в справочные или аналитические таблицы. При составлении аналитических таблиц используемые исходные данные выносятся в приложение к квалификационной работе, а в тексте приводятся расчеты отдельных показателей.

Таблица должна занимать не более одной страницы. Если аналитическая таблица по размеру превышает одну страницу, ее следует включить в приложение. В отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников. Ссылаться на таблицу нужно в том месте текста, где формулируется положение, подтверждаемое или иллюстрируемое ею. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные пока­затели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Наиболее часто встречающиеся ошибки

  1. Казенный стиль (штампы), неудобный для восприятия.
  2. Отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений.
  3. Отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков и другие цитируемые источники.
  4. Отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений.
  5. Несоответствие содержания и формы, т.е. несовпадение основного текста и вы­водов как по главам, так и в целом по работе.

Текст квалификационной работы должен быть написан на одной стороне стандартного листа. Написанный текст рекомендуется тщательно проверить, т.е. вычитать.

 


Правила написания числительных в тексте

Особое внимание автор ВКР должен обратить на написание числительных, так как опыт аттестации студенческих письменных работ показал недостаточное знание студентами правил написания числительных в тексте.

Однозначные количественные числительные пишутся словами (например, «срок обучения шесть лет», «в пяти странах проводятся реформы»).

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами (например, «55 лет в строю», «115 штук различных изделий») за исключением числительных, с которых начинается абзац. В этом случае они пишутся словами.

Количественное числительное, записанное арабскими цифрами и названное вместе с существительным, не имеет падежного окончания (например, «в 10 рядах»).

Однозначные и многозначные порядковые числительные, как правило, пишутся словами (например, «третий ряд», «пятнадцатый разряд»).

Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, а также в научных текстах пишут цифрами (например, «5-тонный грузовик»).

Порядковые числительные, записанные арабскими цифрами, имеют падежные окончания. Если порядковые числительные оканчиваются на две гласные буквы, на букву «и» и на согласную букву, падежное окончание состоит из одной буквы (например, «9-я улица Соколиной горы», «50-й том», «в 90-м году»).

Если порядковые числительные оканчиваются на согласную и гласную буквы, падежное окончание состоит из двух букв (например, «слесарь 2-го разряда»).

Порядковые числительные, записанные арабскими цифрами и расположенные после существительного, к которому они относятся, не имеют падежных окончаний (например, «абзац 3, гл. 1»).

Порядковые числительные, записанные римскими цифрами, не имеют падежных окончаний (например, «XX век»).

Правила сокращения слов и словосочетаний

Применение сокращенных словосочетаний регламентируется ГОСТ 7.12-93 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании». Кроме того, имеются общепринятые правила сокращения слов и выражений, применяемые при написании выпускных квалификационных работ. При этом используются следующие способы:

  1. Пишут лишь первые буквы слова (например, «гл.» – глава, «св.» –святой, «ст.» – статья).
  2. Оставляют лишь первую букву слова (например, век – «в.», год – «г.»).
  3. Оставляют только часть слова без окончания и суффикса (например, «абз.» – абзац, «сов.» – советский).
  4. Пропускают сразу несколько букв в середине слова, а вместо них ставят дефис (например, университет – «ун-т», издательство – «изд-во»).

Студенты должны также быть внимательны при использовании и таких трех видов сокращений, как буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.

Такими аббревиатурами удобно пользоваться, так как они составляются из общеизвестных словообразований (например, «ВУЗ», «профсоюз»). Если необходимо обозначить свой сложный термин такой аббревиатурой, то в этом случае ее следует указывать сразу же после данного сложного термина. Например, «средства массовой информации (СМИ)». Далее этой аббревиатурой можно пользоваться без расшифровки.

При написании дипломной работы студент должен соблюдать общепринятые графические сокращения по начальным буквам слов или по частям таких слов: «и т.д.» (и так далее), «и т.п.» (и тому подобное), «и др.» (и другое), «т.е.» (то есть), «и пр.» (и прочее), «вв.» (века), «гг.» (годы), «н.э.» (нашей эры), «обл.» (область), «гр.» (гражданин), «доц.» (доцент), «акад.» (академик). При сносках и ссылках на источники употребляются такие сокращения, как «ст.» (статьи), «см.» (смотри), «ср.» (сравни), «напр.» (например), «т.т.» (тома).

Следует иметь также ввиду, что внутри самих предложений такие слова, как «и другие», «и тому подобное», «и прочее» не принято сокращать. Не допускаются сокращения слов: «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок), «формула» (ф-ла).

 

 

Оформление выпускной квалификационной работы

Этап оформления выпускной квалификационной работы является не менее важным, чем остальные, так как на этом этапе автор должен не только свести все материалы по ВКР в единый документ, но и оформить в соответствии с требованиями.

К оформлению чистового варианта выпускной квалификационной работы приступают после учета замечаний руководителя, внесения собственных дополнений и изменений.

После подготовки чистового варианта необходимо еще раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверить логику работы – насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, соответствует ли содержание глав их заголовкам.

Затем следует проверить, нет ли в работе пробелов в изложении и аргументации, устранить стилистические погрешности, обязательно проверить точность цитат и ссылок, правильность оформления, обратить внимание на написание числительных и т.д. Лишь после такой корректуры следует сделать окончательный вариант работы для представления ее руководителю.

Целенаправленная завершающая работа с текстом характеризует ответственность автора за представляемый материал, его уважение к руководителю и преподавателю-рецензенту, оценивающему работу.

Перечень представленных материалов

  1. Схема отзыва руководителя.
  2. Примерный образец отзыва руководителя.
  3. Схема рецензии.
  4. Примерный образец рецензии.
  5. Критерии оценки ответа выпускника на государственном экзамене.
  6. Критерии оценки выполнения выпускной квалификационной работы.
  7. Составление плана квалификационной работы.
  8. Структура выпускной квалифицированной работы.
  9. Оформление выпускной квалифицированной работы.
  10. Правила написания числительных в тексте.
  11. Правила сокращения слов и словосочетаний.
  12. Подготовка рукописи выпускной квалификационной работы.
  13. Библиографический аппарат выпускной квалификационной работы.
  14. 14.Рекомендации по составлению текста выступления на защите ВКР.
  15. Образец титульного листа.