Т. Н. Бокова
(ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»)
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В США XX В.
В последнее время отечественными исследователями предпринимаются плодотворные попытки творческого переосмысления теории и практики зарубежной педагогики, анализа и позитивной интерпретации ее ценностных ориентиров с целью использования положительного опыта в реформировании российского образования с учетом национальных особенностей. Достижения зарубежных специалистов являются актуальными и значимыми для российской педагогики. В отечественной педагогической науке накоплен значительный фонд знаний о развитии образования в США (Ю. С. Алферова, А. Э. Бабашев, В. П. Беспалько, Б. М. Бим-Бад, И. С. Бессарабова, Н. Е. Воробьев, Н. В. Воскресенская, Б. А. Вульфсон, А. Н. Джуринский, Г. Д. Дмитриев, З. К. Малькова, Т. Г. Шершнева и др.). Научные работы отечественных ученых дают обобщенную характеристику состояния педагогической мысли США и основных направлений начавшейся в конце 50-ых годов XX века школьной реформы. Изучение и обобщение педагогического опыта в США в XX веке имеет большое научное и практическое значение, поскольку открывает важные возможности для определения эффективных путей развития школы и педагогики в целом, использования ценного зарубежного опыта для обновления отечественного образования. Нами были выделены 3 временных этапа развития педагогической мысли и образования в США в XX в. 1) 1900–1950 гг.; 2) 1950–1970 гг.; 3) 1980–2000 гг.
Что касается первой половины XX столетия, в этот период в результате реформ были укреплены основы обязательного бесплатного начального и среднего государственного образования; сохранена система частного образования; осталась привилегия состоятельных слоев общества на полноценное образование; продолжала действовать децентрализованная модель управления школой; форсированно росло среднее профессионально-техническое образование; была расширена программа начального обучения; укрепился тип школы между начальным и полным средним образованием; увеличен объем естественнонаучного среднего образования. В отличие от западноевропейской системы, где дети после начальной школы распределялись по различным типам школ с разными целевыми установками и учебными программами, в США был создан один тип средней школы – «всеохватывающая», которую посещали все дети. Она имела более демократический вид по сравнению с элитарной средней школой Франции, Англии или Германии.
В начале века в США велась оживленная дискуссия о том, какой должна быть школа для широких масс детей трудящихся. Большую роль в этот период приобрели идеи прагматической педагогики, разработанные Дж. Дьюи. На протяжении ряда десятилетий прагматическая педагогика выступала теоретической основой правительственной школьной политики в США. Современные прагматисты несколько меняют акценты. По-прежнему осваивая принцип «обучение посредством деятельности», они подчеркивают, что деятельность нужно понимать не в узком смысле, как преимущественно физический труд или конкретные действия детей, а более широко, как любой вид учебной деятельности, если ученик выступает ее активным участником. Прагматизм показал США пример апробирования системы непрерывного образования на примере школы Гари [J. Pulliam 2005].
В это самое время широкое распространение получает бихевиоризм. Однако, если согласно прагматизму, предметом исследования является что-то конкретное и наблюдаемое, то для бихевиористов объектом исследования является само поведение. В связи с расцветом бихевиоризма и экспериментального направления в психологии американские психологи предприняли попытки создать измерители (тесты), которые могли бы предоставить объективные данные, характеризующие личность. Разработка интеллектуальных тестов строилась на концепции о врожденном характере умственных способностей и их неизменяемости.
Как отмечает З. А. Малькова (1971) данные тесты являлись субъективными и необоснованными, так как авторы не давали точного определения интеллекта и измеряли различные компоненты при определении умственных способностей. В 1919 г. школы г. Детройта разработали «План X-Y-Z», в котором с помощью интеллектуальных тестов они распределили учащихся на способных (20 %), средних(60 %) и неспособных (20 %) и выделили потоки X, Y, Z с разными уровнями обучения. Вслед за «Детройт-планом» практика группировки учащихся в соответствии с данными интеллектуальных тестов стала доминирующей в школах. Так, например, в 1926 г., из 40 крупных городов 36 применяли в школах группировку детей на основе их «IQ». Главными недостатками данных тестов является преувеличение роли наследственности в умственных способностях человека и сам инструмент, с помощью которого тестеры измеряют «уровень врожденных способностей». Несмотря на резкую критику интеллектуальных тестов, их явную научную уязвимость, они продолжали применяться в течение всего века при группировке учащихся и можно с полным основанием утверждать, что измерение умственных способностей детей и их распределение на группы в соответствии с «IQ» является одной из самых характерных черт современной школы США. Опираясь на модель бихевиоризма, различные факультеты педагогики в США до настоящего времени делают главный упор на имитацию и автоматизацию поведения. В итоге, целью образования в США в течение многих лет остается освоение набора предопределенных методов преподавания; но, при этом контроль качества осуществляется при помощи стандартизированного тестирования. Любые стандарты - выступают образцами поведения, а почти любую форму поведения, возможно воспитать, согласно позициям бихевиористическим идеям.
Со второй половины XX века, при переходе человечества к постиндустриальному этапу развития, система образования вступила в противоречие с новой ситуацией в обществе и была вынуждена ориентироваться на изменившиеся образовательные потребности общества. Второй этап (1950–1970 гг.) характеризуется усложнением производства и необходимостью более высокой профессиональной квалификации, результатами научно-технической революции и запуска спутника в СССР. В середине 60-х гг. в США началось широкомасштабное движение за устранение остатков расовой и религиозной сегрегации в школе. Дискриминация отдельных групп людей была признана пережитком рабовладельческого прошлого, недостойным современной цивилизации явлением. Этот процесс происходил постепенно, в течение почти десяти лет. Весьма актуальными в этот период стали идеи гуманизации и демократизации образования. Психологический гуманизм появился в противовес существующему бихевиористскому подходу к личности человека и был представлен следующими учеными, как Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс. Согласно А. Маслоу (1987), гуманистическое воспитание заключается в помощи педагога обнаружить то, что в человеке уже заложено. Учение, которое направляется извне, уступает место учению, которое направляется изнутри. В этом случае, открывается путь к самоактуализации. Предложенная целостная философия, охватывает вопросы о цели жизни, деятельности общества и также многие другие аспекты человеческого существования. В 60-е гг. XX в. получила широкое распространение концепция проблемного обучения Дж. Брунера, которая предполагала структурирование учебного материала таким образом, чтобы для его усвоения учащийся опирался на интуицию и эвристическое мышление.
Важнейшая особенность развития американской системы образования в послевоенный период состоит в возрастании роли государства в ее финансировании, в изменении ее структуры, во внедрении новых методов обучения, изменения содержания обучения, а также в решении некоторых других проблем, связанных с обеспечением экономики США кадрами высшей квалификации. При этом роль государства во всех трех главных секторах системы образования – средней школы, профессионально-технического обучения и высшей школы – была различной по степени и методам своего воздействия.
Третий этап характеризуется введением ряда реформ в системе среднего и высшего образования в США. Следуя логике решения перспективных стратегических задач, вопреки временным требованиям экономики в 1981 г. в США вступил в силу закон об объединении и улучшении программ образования, который положил начало стандартизации содержания школьного образования. Приоритетными областями были признаны естественнонаучные дисциплины и математика. В мае 1983 г. Национальная комиссия по повышению качества образования заявила о том, что США находятся в опасности в связи с тем, что их может захлестнуть «гигантская волна посредственности». По мнению Комиссии, уровень образования в стране был слишком низок, школьный день был чересчур короток, зарплата преподавателей мала, а образование занимало одно из последних мест в списке национальных приоритетов. Комиссия призвала повысить требования к образованию, уделять больше времени основным экономическим предметам и усилить материальное стимулирование преподавательской деятельности с тем, чтобы привлечь к ней побольше ярких индивидуальностей. Появились и другие исследования, содержащие призывы к проведению аналогичных реформ и указывающие на необходимость налаживания более тесной связи между федеральными властями, властями штатов и местными властями в целях повышения уровня знаний учащихся всех категорий.
В период реформирования среднего и высшего образования в США (1980–2000 гг.) появился конструктивизм, как синтез технократических позиций бихевиоризма и гуманистической парадигмы прогрессивизма и гуманизма. Конструктивизм ярко выражен в ряде взглядов на переживание человеческого опыта. Конструктивистские темы встречаются в азиатской философии (Lao Tzu and Buddha) и западной философии (Heraclitus, Kant, Vico, Schopenhauer and Vaihinger). Представители данного течения критиковали эмпирический, редукционистский подход, где ученик, рассматривался как пустой сосуд, наполняемый истинным, как считает учитель, знанием для применения в будущем по мере необходимости. Конструктивистами осуществляются конкретные шаги для практической реализации своей философии. Наглядным примером использования конструктивизма является осуществленный в штате Кентукки проект Фоксфайер Проджект (Foxfire Project). Вместо усиленного внимания к бихевиоризму все большее место занимает конструктивизм. Кроме того, во многих университетах и колледжах вводятся новые курсы, которые полностью построены на идеях конструктивизма. Все вышеизложенное дает основание заключить, что данная философско-педагогическая концепция занимает достаточно значимое место в педагогике США.
Федеральное правительство играло важную роль в предоставлении студентам стипендий, ссуд и работы. Наиболее значительные программы федерального правительства по оказанию помощи студентам: «Субсидии Пелла», «Программа субсидий для реализации дополнительных возможностей получения образования», «Национальная программа прямого кредитования студентов», «Программа совмещения учебы в колледже с работой», «Программа предоставления студентам гарантированных кредитов и «Программа предоставления кредитов родителям студентов старших курсов» (Синкотта и др).
Большинство штатов имеют также программы стипендий или субсидий, позволяющие студентам учиться в том колледже, который они выбрали сами. Часто безвозмездная денежная помощь оказывается жителям штата, собирающимся поступить в высшее учебное заведение, расположенное на территории этого штата. В 1984 г. после вызванного трудовой деятельностью перерыва, затянувшегося на многие годы, а иногда и десятилетия, 23 млн. взрослых американцев вновь взялись за повышение своего образовательного уровня и к началу 21 века США построили стратегические задачи по реформированию среднего и высшего образования.
Литература
1. Бочкарева, М. В. Педагогика прагматизма и ее влияние на теорию и практику советской школы 1920–1930-х годов // Дисс… канд. пед. Наук. – Киров, 1999. – С. 8.
2. Лихи, Т. История современной психологии // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Psihol/Leahey/10.php (дата обращения 19.07.2012).
3. Современная школа США. – М.: Педагогика, 1971. – 368 с.
4. Низовая (Бокова), Т. Н.Педагогические идеи К. Роджерса и их влияние на теорию и практику обучения и воспитания в США // Дисс… степени канд. пед. Наук. – Волгоград, 2004. – С 98, 113–116.
5. Система образования в соединенных штатах Америки. Под ред. Х Синкотта, Р Холден, Д. Гивенз// http://4uth.gov.ua/usa/russian/education/ch6.htm (дата обращения 20.12.2012).
6. Gaither, М. American Educational History Revisited: A Critique of Progress. – NJ.: Teachers College Press May, 2000. – 367 р.
7. Maslow, A. H. The role of dominance in the society & sexual behavior of infra-human primates. Journal of Genetive Psychology. – 1987. – 236 р.
8. Pulliam, J. History of Education in America NJ. – Merrill, 2005. – 439 р.