А. Е. Митрофанова
(ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж, г. Самара)
ОСНОВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Сложившаяся современная система образования, несмотря на систематическое совершенствование, не в полной мере отвечает требованиям времени. Необходимость оптимизации профессионального образования осознаётся обществом как актуальная задача, так как возник существенный разрыв между новой системой требований к результатам обучения и реальными результатами. До недавнего времени образовательный процесс был нацелен на формирование знаний, обучающийся, владея знаниями, мог аргументировано отвечать на вопросы преподавателя, решать типовые задачи по учебным дисциплинам, и это считалось качественным результатом обучения. Убедительным было мнение, что, чем больше знает обучающийся, тем лучше. Такую методику называли знаниевой.
В жизни о человеке мы судим не только по его интеллектуальному багажу, но и по его отношению к самому себе, близким, работе, как он воспитан в нравственном, культурном плане, что он умеет выполнять практически, насколько он компетентен как специалист.
В образовательном процессе, осуществляемом в системе учреждений СПО, знания не считаются основным компонентом, а основное – личность обучающегося, его личностные качества, включающие и компетентность, а это значит, что компетентностный подход стал приоритетным.
Важно помнить, что для современного специалиста важны не столько знания, сколько способность применять их для разрешения разнообразных проблем, постоянно возникающих в профессиональной деятельности и в жизни, а также умения работать с информацией, способность к»командной работе», налаживанию социальных связей, непрерывному самообразованию [2]. Вышеперечисленное – это особые образовательные результаты системы профессионального образования – профессиональные компетенции. Тенденция движения от понятия»знания» к понятию»компетенция» является общемировой. Именно компетенции в условиях рыночной экономики становятся главными критериями качества профессионального образования. Компетентность будущего специалиста включает в себя социально-личностные, экономические, организационные, управленческие, общенаучные и специальные компетенции. Описание этих компетенций стало содержанием ФГОС СПО нового поколения.
Мы считаем, что качественная подготовка специалистов в системе СПО возможна, если формируются профессиональные компетенции, общекультурные, общие компетенции и надпрофессиональные. Обучающиеся Самарского социально-педагогического колледжа овладевают общими компетенциями в сфере работы с информацией, в сфере самоорганизации и самоуправления, в сфере коммуникации в рамках курса»Введение в профессию: общие компетенции профессионала». Общие компетенции – это универсальные, наиболее общие способы деятельности, отличающиеся от большинства профессиональных умений тем, что применимы к очень многим и крайне разнообразным объектам.
Профессиональные компетенции позволяют выполнять будущие профессиональные функции, поэтому их освоение осуществляется на занятиях по большинству дисциплин (модулей).
Общекультурная компетенция в составе базовых компетенций выступает фундаментальной составляющей для таких образований, как профессиональная готовность и компетентность, профессионализм, мастерство, индивидуальное творчество. Общекультурные компетенции в отличие от других компетенций носят более устойчивый характер. Так, если профессиональные компетенции могут быть недолговечными (в силу нарастающей смены технологий деятельности, устаревания прикладных знаний и пр.), то базовые компетенции человек проносит через всю жизнь, имея возможность каждый раз выстраивать на их основе свой новый профессиональный облик. Тем самым общекультурная компетенция рассматривается как основа для формирования профессиональной мобильности специалиста [1].
В этой связи одна из важнейших задач, стоящих перед системой среднего профессионального образования в области подготовки будущих специалистов, состоит прежде всего в необходимости содержательного наполнения всех элементов общекультурной компетенции и определении теоретической основы для формирования данной базовой компетенции.
К надпрофессиональным компетенциям относим:
- когнитивную компетентность: способность самостоятельно работать с учебной, методической, научной литературой; способность к поиску информации для учебно-исследовательских, учебных целей, оформление продуктов учебной, методической, исследовательской деятельности;
- креативную компетентность: способность к переносу опыта из теоретической плоскости в практическую; способность предвидеть результат решаемой нестандартной задачи; способность организовывать и проводить учебно-исследовательские изыскания; способность к анализу, синтезу, обобщению;
- социально-психологическую компетентность: познание самого себя, возможность изучения индивидуальных, психологических особенностей других людей, понимание и объяснение психологического состояния партнёра; изучение и адекватная оценка норм поведения, отношений, ценностей групп; способность к конструктивной самокритике; выстраивание оптимальных взаимоотношений с окружающими;
- компетентность здоровьесбережения: культура собственного здоровья, ответственность за своё здоровье и здоровье других людей; способность реализовывать идеи здорового образа жизни на практике; умение с помощью различных упражнений укреплять своё здоровье; способность к психологическому саморегулированию, являющуюся основой психологического благополучия; свобода от зависимостей;
- социально-организационную компетентность: способность к совместной деятельности ради достижения заданной цели; персональная ответственность; умение находить способы стимулирования коллег; способность к контролю и самоконтролю.
Формирование компетенций осуществляется на основе компетентностного подхода, который рассматривается как один из эффективных при решении задач компетентностно-ориентированного образования. Структурирование образовательного процесса в колледже создаёт необходимые условия для организации такой деятельности обучающихся, при которой информация становится частью внутреннего ресурса и может быть использована в повседневной жизни. Компетенции обучающегося как будущего специалиста в той или иной области формируются и развиваются в процессе решения системы учебных, методических, технологических, исследовательских, практических задач на основе имеющихся знаний, умений, способностей, социального опыта. При такой организации обучения выпускники осваивают новые виды деятельности и новые виды опыта: опыт выявления и решения проблем; опыт анализа и оценки результатов своей деятельности и деятельности других; опыт моделирования различных видов коммуникации; опыт проектирования; опыт эффективного поведения на рынке труда; опыт самоорганизации и самоуправления. Исходя из этого, образование становится более осмысленным и практически значимым. На занятиях обучающиеся – активные субъекты поисково-исследовательской и творческой деятельности, направленной на решения различных проблем и ситуаций. Вовлечение обучающихся в совместную деятельность способствует формированию и развитию личностных качеств, необходимых современному специалисту. Структура профессиональной деятельности и её содержание также не остаются неизменными, они изменяются с личностным ростом выпускника, будущего специалиста, который находит в ней новые грани, новый смысл, новые формы в рамках осваиваемой специальности. Таким образом, развитие личности стимулирует преобразование профессиональной деятельности, углубляет представления о ней. Преобразование профессиональной деятельности, её качественно новый уровень, в свою очередь, приводит к личностному росту и это способствует наполнению профессиональной деятельности новым смысловым содержанием. Такой подход к подготовке профессионала позволяет спроектировать модель специалиста, ориентированного на сферу профессиональной деятельности, не привязанную к конкретному объекту и предмету труда, что обеспечивает мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда. Модель представляет собой описание того, каким набором компетенций должен обладать выпускник колледжа, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей. Важно отметить, что компетентностный подход органически интегрирует и проблемный, и деятельностный, и личностно-ориентированный подходы с целью дальнейшего улучшения качества образования.
В заключении необходимо отметить, что сущность концептуальных проблем подготовки будущих специалистов определяется множеством и разнонаправленностью интересов всех участвующих в этом процессе субъектов.
Литература
- Синякова, М. Г. Основные подходы к определению сущности общекультурной компетентности бакалавра менеджмента / М. Г. Синякова // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 9. – С. 24–25.
- Ключевые профессиональные компетенции: спецификации модулей / С. А. Ефимова. – Самара: Изд-во ЦПО, 2007. – 84 с.