Ю. Г. Лапынин, А. Н. Макаренко
(НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром»)
Указка световая как средство реализации современных образовательных технологий при подготовке специалистов для оао «Газпром»
Указка световая
Изобретение относится к средствам обучения и сопровождению сообщений на практических занятиях, лекциях, конференциях, презентациях и т.д. и может быть использовано при создании новых средств обучения. Патент РФ на полезную модель №94662 от 27 мая 2010 года «Указка световая». Авторы: Ю.Г.Лапынин, А.Н.Макаренко.
Указка световая (рис. а), содержащая световой излучатель 5, преимущественно лазерный, корпус 2, в корпусе указки световой установлено устройство для получения оптических образов снимаемых объектов на светочувствительном элементе 3 таким образом, чтобы световое пятно на демонстрируемом объекте от луча светового излучателя 19 находилось в зоне захвата устройства для получения образов снимаемых объектов 20, причем демонстрируемый объект или его фрагмент, попадающий в зону захвата устройства для получения образов снимаемых объектов вместе со световым пятном выполнено с возможностью воспроизведения системой воспроизведения видеосигналов.
Кроме того, для достижения технической задачи световой излучатель может быть установлен в корпусе подвижно с помощью узла крепления светового излучателя 6 с возможностью перемещения светового пятна от светового излучателя на демонстрируемом объекте в зоне захвата устройства для получения образов снимаемых объектов, причем управление перемещением светового излучателя возможно приводным механизмом 7.
Кроме того, в корпусе установлен, хотя бы один осветительный прибор 4 с освещением зоны захвата устройства 21 для получения образов снимаемых объектов.
Кроме того, с корпусом указки световой может быть связан микрофон 12.
В корпусе указки может быть установлен блок согласующий 9 в виде согласующего устройства на который поступают сигналы от всех устройств, установленных в корпусе и передает сигналы на персональный компьютер 10 и системы воспроизведения аудио- и видеосигналов 11.
В корпусе указки может быть установлен блок согласующий в виде системы автоматического управления, который помимо согласования сигналов и передачи их через персональный компьютер на системы воспроизведения аудио- и видеосигналов, корректирует направление луча от светового излучателя и степень освещенности демонстрируемого объекта в зависимости от параметров устройства, в том числе и изменения фокусного расстояния, для получения оптических образов снимаемых объектов на светочувствительном элементе и условий освещенности демонстрируемого объекта.
Указка световая как средство реализации современных образовательных технологий
Эффективным педагогическим приёмом, как показывает многолетняя практика, является один из основных принципов дидактики — переход от абстрактного к конкретному. Реализовать данный принцип в настоящее время помогают современные мультимедийные средства обучения и так называемые «онлайновые» технологии.
Автором предлагается методика применения специально разработанного средства обучения «Указка световая» подключаемого посредством проводной или беспроводной связи к персональному компьютеру с возможностью отображения информации на большом экране.
Разработанная методика позволяет преподавателю в режиме онлайн на учебном занятии рассмотреть, например, конкретное устройство какого-либо узла или механизма, макроструктуру металла, визуальное различие видов коррозии на реальных объектах, визуальное различие вязкого и хрупкого характеров разрушения образцов металлов при проведении механических испытаний. Преподавателю нет необходимости ходить по аудитории в целях демонстрации. При этом внимание слушателей и интерес к изучаемому материалу, как показал опыт применения данной методики, значительно возрастает.
Важное достоинство системы состоит в том, что обучаемые видят на удаленном экране изучаемый объект, а преподаватель имеет возможность перемещать яркое пятно лазера по конкретным элементам этого объекта, и это делает работу комфортной. Разумеется, световая указка может использоваться и как обычная, лазерная.
Изделие работает автономно или совместно с интерактивными досками, серьезно расширяя их возможности. В последнем случае педагог и студенты могут работать не только у доски, но из любой точки класса. Используя возможности Интернета занятия можно проводить, находясь в разных аудиториях или, например, один преподаватель — на реальном объекте или на производстве, а другой — в лаборатории с группой.
Техническая новинка проходит всестороннюю апробацию в НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром». Световая указка используется преподавателями на занятиях по дисциплинам общеспециального и общетехническрго цикла «Техническая механика», «Детали машин и механизмов», «Материаловедение», «Технология металлов и трубопроводностроительных материалов», «Электротехника и электроника» и нравится студентам. Возможность работы с места активизирует творческий потенциал студентов, которые используют ее для проведения собственных докладов и презентаций.
Будучи запатентованной российской разработкой, система в полной мере отвечает запросам современных пользователей информационных компьютерных технологий. Обучаемые видят и используют реальное воплощение высоких технологий.
Рекомендации по использованию указки световой
1. В компьютерном классе. Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа уже просто смешно, да и неэффективно. Работая со световой указкой, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера.
2. В предметном классе. Указку световую можно установить в любой кабинет, лабораторию, на полигоне и т.п., где сложный учебный материал требует большей наглядности или для которых уже имеется большое количество доступных интерактивных обучающих ресурсов.
3. Мультимедийный кабинет (медиа центр). На базе кабинета можно проводить различные совещания, педсоветы, семинары, конференции, мастер-классы. Преподаватели могут обмениваться друг с другом наработанным опытом и методическими находками, они проще и эффективнее освоят работу с интерактивной доской и смогут быстрее развивать и совершенствовать свои компьютерные знания и навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями. В этом кабинете могут проходить по графику занятия по разным дисциплинам, что позволит все преподавателям колледжа создавать интересные мультимедийные уроки с использованием современных интерактивных технологий
4. Мобильный штатив. Штатив для крепления указки световой можно использовать в разных аудиториях, так как сборка и крепление всех элементов осуществляется за считанные секунды на кейсе для хранения и транспортировки указки световой. Это дает свободу и гибкость на первых порах, пока еще не наработан достаточный опыт работы.
Но, прежде всего, следует помнить, что указка световая — всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества демонстрационного материала.
Применение подобного высокоинтеллектуального оборудования на занятиях позволяет получить новые образовательные результаты, то есть приводит к высокому уровню сформированности мотивации к обучению, экспериментальных исследовательских, информационных и телекоммуникационных умений, познавательной самостоятельности, толерантности и коммуникативных качеств у подавляющего большинства студентов колледжа.
Возможность размещения результатов своих исследований в цифровом формате на различных ресурсах в сети Интернет, возможность выполнять исследовательскую работу с применением видеоанализа позволяет студентам выполнять свои задачи в тесном сетевом контакте со студентами других учебных заведений в разных регионах России и приблизиться при изучении дисциплин общепрофессионального цикла к стандартам, принятым современными научными исследованиями.