Л. В. Кузьмина
(ГАОУ СПО «Волгоградский социально-педагогический колледж»)

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1 сентября 2011 года в средних специальных учебных заведениях Российской Федерации введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Образование в учебном заведение является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает обучающимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие обучащиюмся ориентироваться в различных предметных областях познания. В нашем колледже процесс формирования универсальных учебных действий давно является предметом пристального внимания педагогов, администраторов, психологов, что позволяет сделать вывод о готовности к реализации требований Стандарта по формированию ведущей компетентности учебной самостоятельности.

С поступлением в средние специальные учебные заведения студент впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Преподаватель выступает как носитель социальных норм, правил, критериев оценки и контроля. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности – уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности студента – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат[1].

Особенностью содержания современного среднего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать, но и формирование УУД. Перечислим, какие УУД формируются на уроках физической культуры:

  1. Личностные – самоопределение и смыслообразование.
  2. Регулятивные – соотнесение известного и не известного; планирование; оценка; способность к волевому усилию.
  3. Познавательные – формулирование цели; выделение необходимой информации; структурирование; выбор эффективных способов решения учебной задачи; рефлексия; анализ и синтез; сравнение; классификация; действия постановки и решения проблемы.
  4. Коммуникативные – строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами; постановка вопросов; разрешение конфликтов.

Из-за недостаточности внимания к общеобразовательной направленности урока физической культуры произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе. Основным направление предмета физической культуры является формирование умений и навыков, а так же в учебном процессе решаются две задачи – оздоровительную и тренирующую.

В образовательной практике многие трудности, с которыми преподаватель сталкивается во время проведения уроков физической культуры, связаны с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В связи с этим, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету. Таким образом, что необходимость организации работы по формированию УУД на уроках физической культуры обусловлена качественными обстоятельствами[2]: образовательной практикой и ФГОС. Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои.

Для разработки методики по формированию УУД разрабатывать новые средства физического воспитания ненужно. Приоритет необходимо отдать самостоятельности обучающихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задания должны соответствовать возрасту студентов.

Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию, так как на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии, нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД. Физическая культура имеет 4 основные формы:

  • физическое воспитание и физическую подготовку к конкретной деятельности (профессионольно-прикладная физическая подготовка);
  • восстановление здоровья или утраченных сил средствами физической культуры – реабилитация;
  • занятия физическими упражнениями в целях отдыха;
  • высшее достижение в области спорта.

Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание. В физическом воспитании различают две специфические стороны, или «части»[3]: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей). Обучение движениям имеет своим основным содержанием физическое образование, т. е. системное освоение человеком в процессе специального обучения рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая не менее существенная сторона физического воспитания – целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и peгулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путем оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Эту сторону физического воспитания называют воспитанием физических качеств (или физическим воспитанием в узком смысле).

В определенном смысле можно сказать, что суть воспитания физических качеств заключается в управлении их развитием[4]. Непосредственным объектом и одновременно фактором управления является процесс двигательной деятельности. С помощью двигательной деятельности, организованной соответствующим образом (физических упражнений), и других средств физического воспитания можно в широком диапазоне изменять функциональное состояние организма, направленно регулировать его и тем самым вызывать прогрессивные приспособительные изменения в нем (совершенствование регуляторных функций нервной системы, мышечную гипертрофию, увеличение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.).

Литература

  1. Бальсевич, В. К. Основные положения Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – 2002. – № 3. – С. 33–35.
  2. Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15–18.
  3. Гончаров С.Т. « Российская система физического воспитания» СПб.: Кристалл, 1997 – 97 с.
  4. Лубышева, Л. И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л. И. Лубышева. – 2003. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot.
  5. Павлов С.П. «Физическая культура и спорт в России» СПб.: 1996 – 38 с.
  6. Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2010. – 64 с.
  7. Федеральные государственные стандарты общего образования второго поколения. Пояснительная записка. – М.: Просвещение, 2008. – 14 с.


[1] Лубышева, Л. И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне / Л. И. Лубышева. – 2003. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/press/fkvot [2] Баранов, А. А. Формирование у подростков умения сотрудничать в процессе физкультурно-оздоровительных занятий / А. А. Баранов, М. Ю. Зайцева // Физическая культура. – 2006. – №5. – С. 15–18.

[3] Павлов С.П. «Физическая культура и спорт в России» СПб.: 1996 – 38 с.

[4] Гончаров С.Т. « Российская система физического воспитания» СПб.: Кристалл, 1997 – 97 с.