Н. П. Санникова

(ГАОУ СПО «Волгоградский социально-педагогический колледж»)

РОЛЬ ДЕЛОВЫХ ИГР В СОЗДАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Современный уровень развития науки, производства, техники, технологий, общественных отношений усиливает зависимость темпов развития общества от уровня и масштабов среднего профессионального образования, требует поиска новых форм и методов его опережающего развития. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

Как определяют словари, деловая игра – это имитационное моделирование процессов управления социально-экономическими системами и профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем.

Деловая игра в процессе обучения будущих педагогов – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для практики. Являясь средством моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и методом поиска новых способов выполнения того или иного действия, и методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности. Деловую игру относят к числу методов активного обучения, а точнее – к имитационным методам игрового обучения, и как метод она достаточно часто используется преподавателями социально-педагогического колледжа.

Деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности педагога.. В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций. Иными словами, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов.

С помощью этого метода преподаватели нашего колледжа радикально сокращают время накопления профессионального опыта; игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т. д.; в ходе подобной игры знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в формировании целостного образа профессиональной ситуации.

Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются определение темы и целей. При определении целей преподавателю нужно ответить на несколько принципиальных вопросов:

1) Для чего проводится данная деловая игра?

2) Для какой категории студентов?

3) Чему именно следует их обучать?

4) Какие результаты должны быть достигнуты?

(Примеры учебных целей: показать, как следует проводить объяснение нового материала на уроке; проверить уровень подготовленности должностных лиц в работе с родителями; отработать осуществление учебного проекта и др.).

Модель деловой игры в колледже представлена в следующих компонентах:

– цели;

– комплекс ролей и функций игроков;

– сценарий;

– правила игры.

Игровое моделирование обязательно содержит в себе проблемность, содержание его не может быть усвоено индивидуально.

Базовым элементом деловой игры является сценарий, который является основным документом для ее проведения. Созданная для его разработки группа специалистов рассматривает содержание игры, четко определяет учебную цель, готовит инструкцию каждому игроку и экспертам, определяет полный комплект ролей, время игры, место игры, рекомендует вводный материал или лекцию, обсуждает порядок использования технических средств и т. п. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги. В качестве основы сценария лучше всего использовать материалы конкретных ситуаций, разрешение которых специалистами требует системного применения разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у студентов в период обучения предшествующей игре (фрагмент урока, педагогический совет, заседание методического объединения, родительское собрание и т. д.).

В деловой игре нельзя играть в то, о чем студенты не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, преподаватель предварительно учит дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т. п.)

Технология деловой игры.

1 этап.

Подготовка к игре.

На этом этапе осуществляется разработка сценария, определяется учебная цель, производится описание изучаемой проблемы, обоснование поставленных задач, разрабатывается план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации, характеристик действующих лиц.

2 этап.

Ввод в игру.

Определяется режим работы, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются инструкции, разрабатываются правида игры.

3 этап.

Проведение игры.

Проводится групповая работа над заданием, затем – межгрупповая дискуссия.

4 этап.

Анализ и обобщение.

Деловые игры – достаточно трудоемкая и ресурсозатратная форма обучения, поэтому ее используют только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей, когда важны получение целостного опыта выполнения будущей профессиональной деятельности, формирование профессионального творческого мышления.

Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.

Ролевая игра часто рассматривается как разновидность деловой игры, но как педагогический метод она имеет специфические черты.

Ролевая игра – игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого импровизируют в рамках выбранных ими ролей. Процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Главной задачей может выступать развитие персонажа, исследование конфликтных ситуаций в коллективе. Ролевая игра в ГАОУ СПО «Волгоградский педагогический колледж» – это творческая игра, во время которой студенты берут на себя роли педагогов и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят профессиональную деятельность и отношения между участниками. Этот метод позволяет расширить профессиональный опыт участников посредством предъявления им неожиданных ситуаций, в которых студентам предлагается принять роль кого-либо из участников, затем выработать способ, позволяющий привести эту ситуацию к достойному завершению. Ролевая игра позволяет участникам понять, как чувствуют себя люди, сталкиваясь с той или иной ситуацией, связанной с их будущей профессией; предоставляет шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения, оценивать и изменять состояние другого человека, войти с ним в продуктивный контакт. Кроме того, с помощью ролевых игр решается проблема мотивации обучения, проблема поля реализации знаний.

В качестве основы сценария преподаватели колледжа так же, как и в деловой игре, используют материалы конкретных ситуаций, привлекая различные формы: защита собственного портфолио с целью занятия вакантной должности; составление и защита плана мероприятия перед руководителем; отстаивание интересов школы во время проверки; педагогический совет; конфликтная ситуация в коллективе, с родителями и т. д.

Педагог выступает в данной игре в роли мастера, тренера. Он может участвовать в игре, через выполняемую им роль воздействовать на развитие содержания игры, способствовать включению в нее всех студентов.

Метод деловых игр позволяет преподавателю организовать деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст, формировать профессиональные компетенции, готовить студентов к практической деятельности, но при этом студенты приобретают еще и социальный опыт.

Литература

  1. Бабанский, П. В. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
  3. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
  5. Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования. – М.: Высшая школа, 1986.