История кафедры педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии была организована в 1992 году, первым ее заведующим стал кандидат педагогических наук, доцент А.Е. Коробков, в 1997 году кафедру возглавил кандидат педагогических наук Науменко Ю.В., в 2000 году – кандидат педагогических наук Каракулин С.А., в 2008 году – Тонкодубова О.И., соискатель кафедры педагогики ВГПУ. Сегодня на кафедре работают 12 преподавателей, из них четверо – кандидаты педагогических наук, трое – магистры образования. Большинство преподавателей имеют высшую и первую квалификационную категорию, что позволяет судить о кафедре, как о структурном подразделении колледжа, обладающем высоким научным потенциалом. Преподаватели кафедры не останавливаются на достигнутом: постоянно повышают свой уровень на курсах повышения квалификации, обучаясь в магистратуре и аспирантуре Волгоградского Государственного педагогического университета.

За успехи в образовании и воспитании молодого поколения, преподаватели Каракулин С.А., Коротичева О.Ю., Тонкодубова О.И., Герасименко С.В., Рыжкова Е.А. награждены Грамотами Министерства образования и науки РФ, благодарственными письмами Областной Думы, администрации г. Волгограда и др.

Являясь разработчиком и участником реализации проекта «Формирование и развитие готовности студентов социально-педагогического колледжа к использованию ресурсов образовательной среды», Смирнова М.А. разработала «Методические рекомендации организации учебных занятий с элементами тренинга, направленных на формирование мотивационных компонентов активной субъектной позиции студента», «Программа тренинга «Формирование и развитие субъектной позиции студентов» и  приступили к реализации III этапа – Реализационного (начат в сентябре 2013 года). Приказом директора колледжа на базе группы 1 «Б» (специальность «Преподавание в начальных классах») был начат эксперимент по внедрению тьюторского сопровождения студентов. В ходе работы на этом этапе осуществлялось изучение образовательной ситуации в группах тьюторантов, создание позитивной атмосферы и психологического комфорта, мониторинг  интересов и склонностей студентов, их образовательных потребностей.

Кафедра педагогики и психологии разработала образовательный проект "Формирование профессионально-личностной компетентности социального работника", который находит отражение в учебно-воспитательном процессе.

Тонкодубова О.И., Бондарева Е.В. и Каракулин С.А. приняли участие в работе ХI Всероссийского методологического семинара памяти проф. В.С. Ильина «Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается» (ВГСПУ), приняли активное участие в организации и проведении Международной научно-практической конференции «Наследие А.С.Макаренко и развитие современной школы» (XII Макаренковские педагогические чтения) (ВГАПКиПРО), руководил работой секции «Идей А.С. Макаренко в опыте современных образовательных учреждений».

В рамках темы опытно-экспериментальной работы ВСПК «Образовательная среда педагогического колледжа в условиях реализации компетентностной модели профессионального образования: проектирование и технологическое обеспечение» педагоги кафедры педагогики и психологии приняли активное участие реализации целей опытно-экспериментальной работы:

  • Принципы организации оценки образовательных результатов и достижений студентов педагогического колледжа в условиях реализации модульно-компетентностного подхода.
  • Рекомендации по созданию контрольно-оценочных средств для текущей аттестации студентов.
  • разработаны материалы по портфолио студентов, которое мы рассматриваем как форму оценивания образовательных результатов учащихся («Портфолио студента как новая форма оценивания оценивания образовательных результатов учащихся»
    • разработка рабочей программы курса «Компетентностно-ориентированный подход в образовании»;
    • участие в разработке методических рекомендаций по организации тьюторского сопровождения студентов ССУЗа;
    • проведение диагностики психологической готовности преподавателей колледжа к выполнению роли тьютора;
    • проведение диагностического исследования уровня сформированности субъектной позиции студентов;
    • участие в разработке программы тренинга по формированию субъектной позиции студентов.

Педагоги кафедры ведут постоянную научно-исследовательскую работу и представляют свой опыт и опыт колледжа на различных научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции "Социализация обучающихся в образовательном пространстве учебного заведения" (IX Макаренковские педагогические чтения) (Каракулин С.А., Рыжкова Е.А., Тонкодубова О.И.), VII национальной научной конференции "Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: традиции и новации в историко-педагогической культуре" (ГОУ ВПО МО "Академия социального управления"). Кожевникова О.Н. работает над научно-методической проблемой "Формирование учебной деятельности будущих учителей средствами педагогических задач", так же опыт других педагогов кафедры представлен на научно-практической конференции "Проектная деятельность как средство формирования профессиональной компетентности специалиста" в ГАПОУ "Волгоградский социально-педагогический колледж".

Духовность, творчество и культура – это три приоритетные страте­гии, на базе которых развивается педагогическая тео­рия и совершенствуется практика образования и воспитания на кафедре педагогики и психологии.